Как принимать на работу миллениала?

Автор: Александр Акулиничев

Сетовать, что «молодежь нынче не та» — обычное дело: каждое поколение проходит через такой опыт, обнаруживая, что их дети и внуки на них совсем не похожи. Но какая именно «не та» — сформулировать получается редко. В июне этого года Высшая школа экономики опубликовала исследование «Миллениалы: Как меняется российское общество», в котором проанализировано поколение нынешних 20–35-летних — как сельских, так и городских.

Миллениалами, согласно определению автора этой работы Валерию Радаеву, сегодня называют людей, родившихся между 1982 и 2000 годами. Годы их становления — критически важный для формирования моделей поведения период с 17 до 25 лет — пришелся на 2000–2016 годы. Иначе говоря, к настоящему моменту миллениалы — эта та самая молодежь, которой «везде у нас дорога»: самые младшие из них недавно достигли совершеннолетия, старшие — остепенились и даже отправили детей в школу, но еще не утратили гибкости мышления и физической энергии. Это поколение, как правило, не занимает видных постов (по крайней мере, в таких традиционных сферах, как сельское хозяйство), но уже обладает каким-никаким профессионализмом и пониманием, чего хочет от жизни.

Как отмечает профессор Радаев, для российских миллениалов характерны некоторые черты, отличающие их от предыдущих поколений (пореформенного, «застойного», «оттепельного», военного). Во-первых, поскольку они растут в более благополучных условиях, чем большинство их предшественников, они избавлены от необходимости быстро взрослеть: родившиеся в 80–90-е годы в среднем на несколько лет позже женятся, позже заводят детей, гораздо больше времени выделают на образование и поиск работы, чем их предшественники.

Во-вторых, миллениалы не склонны быстро «оседать» и жить стабильной, однообразной жизнью. Менять работу, а то и сферу деятельности раз в три-пять лет — их естественное поведение: как часто на это сетуют руководители «старой школы», нанимая молодого агронома или механизатора, не говоря о специалистах «урбанистических» направлений!

В-третьих, нынешние двадцати-, тридцатилетние отличаются гораздо большим вниманием к собственному здоровью: они охотнее занимаются спортом, меньше курят и пьют, чаще наблюдается у врачей и вообще стараются жить «правильно». Наплевательское отношение к телу большинству миллениалов не свойственно — и потому они намного реже соглашаются перерабатывать, «пахать до седьмого пота», выдавать стахановскую норму. Это нужно учитывать руководителю, принимая на работу молодежь: превратить современного 25-летнего парня в тягловую лошадь — значит гарантированно потерять работника через год-другой. Досуг при этом такому работнику требуется насыщенный и разнообразный — ни одно поколение так трепетно к своему свободному времени прежде не относилось.

В-четвертых, они родились и выросли в эпоху компьютеров и смартфонов, разговаривают с технологиями на «ты» и совершенно их не боятся. Правда, следствием постоянного пребывания в компании гаджетов становится рассеянность внимания: с объемными задачами, требующими усилиями, миллениал справляется хуже — но все равно справляется, нужно лишь дать ему возможность делать несколько дел параллельно. Другой исход такой техномании — поверхностное общение: привыкшие к коммуникации онлайн, двадцатилетние не стремятся идти вглубь и при разговоре вживую, тем более с коллегами.

Вадим Радаев подчеркивает, что сельские миллениалы заметно отличаются не только от предыдущих поколений, но и от своих городских ровесников. По мнению ученого, город и село в современной России развиваются параллельно и неравномерно. Например, в брак сельская молодежь вступает даже позже городской (во многом из-за сравнительной малочисленности села) и алкоголя тоже употребляет меньше, чем старшие поколения, но в уровне образования, технологической подготовленности и занятий спортом отстает. Конечно, главная причина этого — недостаточно развитая инфраструктура на селе: там, где горожанам доступны бассейны и спортзалы, «деревенским» приходится довольствоваться летней речкой и турником во дворе. Что, впрочем, не означает, будто эти самые «деревенские» не готовы жить как «городские», появись у них такая возможность!

Нанимая молодых работников, нужно учитывать эти поколенческие особенности и пытаться компенсировать то, что в ваших силах. Завести для молодого сотрудника хорошую зарплатную карту, обеспечить вай-фаем, оборудовать хотя бы небольшой спортзал — скоро это станет для работодателей на селе не каким-то преимуществом, а минимальной планкой. Если уже сегодня не стало!

Поделиться
 
 
Заявка на спрос