Из главного агронома колхоза в фермеры: как строят хозяйство волгоградские животноводы

Автор: Виктория Чернова

Фермер Александр ЖакуповАлександр Жакупов уже не один десяток лет занимается животноводством в Волгоградской области. Сначала он наблюдал за родственниками, которые долгое время работали со скотом, затем сам начал трудиться в местном колхозе. Когда коллективное хозяйство в родном районе перестало существовать, Александр стал фермером. Он начинал буквально с нескольких овец и коров, сейчас же в хозяйстве жителя Волгоградской области скот исчисляется сотнями голов, который идет на мясо. Как ему удалось расширить свою ферму, по какой причине Александр Васильевич не занимается продажей молока или шерсти, как запасается кормом для животных? Его история – в новом номере журнала «Рынок АПК».

 

«Держались до последнего»

Говоря о своем колоссальном опыте, Александр Жакупов вспоминает, прежде всего, родителей. Они долгое время работали в его родном Быковском районе Волгоградской области чабанами (пастухами). Александр Васильевич отчасти последовал их примеру и стал трудиться в колхозе. Как и многие, он начинал с малого и в итоге занимал такие должности, как главный агроном и председатель коллективного хозяйства. На работу колхоза не повлияли даже события 90-х годов, когда СССР перестал существовать. В то непростое время по всей стране точно карточные домики колхозы распадались. В Быковском районе Волгоградской области была несколько иная ситуация.

«Знаете, держались до последнего. Многие закрылись почти сразу, в 90-е. Мы же стояли словно айсберг. В области колхозов на тот момент оставалось немного, а в районе и вовсе единственный. Наше коллективное хозяйство прекратило существовать лишь в середине нулевых. Признаюсь, когда после распада Советского союза Борис Ельцин подписал указ о фермерстве, я уже подумывал, что лучше начать работать на себя. Но семья была против, да и уходить из места, где трудился не один год, мягко говоря, тяжело. Однако в конечном итоге фермером я все же стал», – делится опытом герой материала «Рынок АПК».

В начале пути у уроженца Быковского района не было подходящего помещения или большого поголовья скота. В распоряжении у Александра находилось лишь двенадцать овец и пара коров.

«Для животных я выкупил в колхозе полуразрушенное помещение. Обзавелись землей, достали по смешной цене советскую технику и начали развивать ферму. С тех пор, конечно, многое изменилось. Прежде всего, количество животных. Сейчас у меня около тысячи овец (основное направление деятельности фермера – прим. автора), сотня коров и десять лошадей», – отмечает животновод.

 

Только на фураж

Для столь большой компании животных нужна и немалая территория. Фермер Волгоградской области располагает 900 гектарами. По мнению Александра, участок немаленький, но расширить его он бы не отказался.

«Скажем так, есть территории, в которых я заинтересован. Например, те участки, что находятся близко ко мне или к трассе. Такие территории помогут сделать работу несколько комфортнее, в частности, упростить логистику. Но это пока только размышления», – делится Жакупов.

Из 900 гектар значительная часть – это пастбища и сенокосы. Однако есть небольшой кусочек, где Александр выращивает сельскохозяйственные культуры, которые затем идут на фураж. Правда, полученного зерна не всегда хватает.

«Под эти цели у меня только 80-90 гектар. Урожайность в нашем районе не очень высокая. Территория засушливая, чем дальше от каналов, тем капризнее земля. К примеру, мое хозяйство неблизко к воде. В 2019-м урожайность на моей территории – 8-9 центнеров с гектара (средний показатель по Волгоградской области – 20 центнеров, прим. автора). Скромно, сами понимаете. Причем у некоторых моих соседей вдвое меньше. Хороший по урожайности год был 2017-й. Столько зерна находилось в амбаре, не знал, куда деть. Сейчас такой проблемы, если ее можно так назвать, нет. Скорее всего, корм для скота даже докупать придется», – сетует житель Быковского района.

Для работы на земле у Александра Васильевича есть несколько еще советских тракторов, все одной модели – МТЗ80 с минского завода. Во время уборки урожая ему помогают товарищи, односельчане, которые затем в благодарность получают часть собранного зерна или свою долю деньгами.

«Хоть машины у меня и немолодые, все равно по полям бегают. Я придерживаюсь мнения, что сколько бы лет комбайну или трактору ни было, все зависит от ухода и своевременного ремонта. Конечно, мои машины ломаются, врать не буду. Но сейчас достать детали не проблема – они доступны, чего не скажешь о ценах на них. Я сотрудничаю с небольшими магазинами, владельцы которых идут на уступки. Они могут задержаться, если нужна какая-то запчасть, передать товар и только потом получить за него деньги. Помню, недавно на одном тракторе сломался коленвал. Чинить нужно было срочно, а до магазина ехать без малого сто километров. Так пока я не приехал, он не закрылся», – обращает внимание герой нашего материала.

Если с деталями сложностей нет, то существует иная проблема – на селе сейчас осталось мало специалистов, способных починить трактор.

«У всех трактористов, что раньше работали в колхозах, золотые руки. Но многие из них уже на пенсии, а молодые специалисты в сельской местности не задерживаются, все уезжают на заработки в большие города», – добавляет фермер.

 

Одна растет, другая падает

Вдали от оросительных каналов почва в Быковском районе практически бесплоднаАлександр Жакупов занимается исключительно мясом. Но на своей ферме он животных не забивает, а отвозит на бойни. Ближайшая находится в городе Волжский, что в нескольких десятках километров от Быковского района Волгоградского региона.

«У меня в хозяйстве нет условий, чтобы заниматься этим. Для этого требуется оборудование, отдельно отведенное место, ресурсы. Поэтому мне проще обратиться к сотрудникам бойни. Я привожу им животных, а они делают свое дело. Куда потом они отправляют на продажу мясо, даже не знаю», – признался Александр Васильевич.

Когда сотрудники бойни принимают для забоя животных, то озвучивают стоимость так называемого чистого мяса. Стоимость зависит от разных факторов: «погоды» на рынке, траты света, воды, загруженности людей. Поэтому устоявшейся цены на мясо нет. Говядина, к примеру, понемногу падает в цене, баранина, напротив, растет.

«Я занимаюсь преимущественно овцами, поэтому увеличение стоимости баранины меня радует. Сейчас цена – 280 рублей за килограмм. Раньше планка была ниже, даже до 200 рублей иной раз не дотягивала. Не могу сказать, что нынешняя цена на этот продукт высокая. Более подходящее слово в этой ситуации «приемлемая». Что до говядины, то здесь «ставки» ниже, стоимость за килограмм – лишь 240 рублей. Такую цифру приемлемой уже не назовешь», – полагает фермер.

По мнению Жакупова, на стоимость могут влиять сразу несколько факторов. Первый – насыщенность рынка. Хотя овцами среди его коллег много, кто занимается, коров, напротив, держат мало людей, но цена на баранину все равно выше. Второй момент, который мог позитивно отразиться на ее стоимости, – новый рынок сбыта.

«Появился новый покупатель, причем, с иностранного рынка. Он предлагает стабильную цену за продукт, поэтому стоимость растет. Но это лишь мое предположение. Кто разберется в этих причинах и следствиях», – шутит собеседник «Рынка АПК».

Небольшой прибавкой к прибыли от продажи мяса можно назвать государственные субсидии. Выплаты зависят от конкретной отрасли, в которой трудится фермер. Сумма льгот, что получает Александр Васильевич, обусловлена количеством поголовья и проданного мяса.

«Каждый раз цифра разная. Она зависит и от алгоритма начисления денег, и от того, сколько товара продал. Мне для получения субсидий нужно заключить соглашение, где все это прописано, а затем выдержать количество заявленного мяса и поголовья. С документами нам здорово помогают сотрудники местной администрации. Люди не только грамотные, но и отзывчивые. С каким бы вопросом не обратился – всегда внесут ясность.

Если все бумаги оформлены вовремя и нет долгов, то фермер гарантированно получает свою копейку. Хотелось бы, конечно, побольше, но и на том спасибо», – отмечает житель Быковского района.

 

Шерстяной вопрос

Когда обыватели слышат, что человек разводит овец, то сразу представляют, что его дом полон одежды из «волос» этих животных. Но это лишь стереотип. По утверждению героя материала, фермер, который держит овец, занимается либо мясом, либо шерстью. Совместить два удовольствия почти невозможно.

«Шесть-то бывает разная. Когда люди говорят об этом, то, скорее всего, имеют в виду меринос. Он приятный к телу и, что важно, дорогой. За килограмм можно выручить до 150 рублей. Но овцы подобной породы плохо растут, поэтому мяса дают мало. У моих животных, напротив, скудная шевелюра, но пышная «фигура». За такую шерсть можно выручить лишь 7 рублей за килограмм (в среднем с овцы можно состричь лишь пару килограммов за раз – прим. автора). Видите, какая большая разница», – отмечает животновод.

Однако то, что продавать Александру Васильевичу шерсть невыгодно, вовсе не означает, что овец не нужно стричь. Для этого фермеру приходится нанимать несколько стригалей и предоставить им нужное оборудование. За одну «прическу» они берут по 50 рублей.

«Помимо оплаты их услуг я трачусь на электричество, воду, ремонт оборудования и прочие ресурсы. Даже если я продам шерсть и получу с головы по 14 рублей, то все равно останусь в минусе. Так что если и заниматься именно этим, то исключительно с породой меринос. В советские времена только их и разводили», – отмечает животновод.

Александр Васильевич также не совмещает производство молока и говяжьего мяса. Хотя, если позаботиться обо всех условиях для такой работы, то дело, возможно, выгодное.

«В моих краях многие фермеры успешно занимаются молоком. Но они полностью на этом сосредоточены. В таком деле нужен поминутный контроль, процесс должен быть отлажен, как часы. В шесть утра каждый день приезжает молоковоз. Получается, двумя часами ранее фермер должен уже начать доить коров, а затем разлить его по сосудам. Небольшое опоздание, и «белый эликсир» прокис. Я одно время думал о том, что стоит попробовать свои силы в этом, но затем отказался от такой идеи. Во-первых, требуется больше ресурсов. Во-вторых, весной к моей ферме молоковоз из-за распутицы попросту не подойдет. Придется нанимать трактор, расчищать дорогу для транспорта, а это дополнительные расходы, силы и время. Поэтому и решил дальше заниматься мясом, эту кухню я уже хорошо знаю», – высказался герой материала.

Говоря о своей работе, Александр Жакупов не использует слово «успех». Большую часть своих задумок он реализовал, но не все.

«Мысли в голове есть, как и что можно доделать, расширить или изменить. Но делиться пока ими не буду, оставлю в секрете», – с улыбкой сказал Александр Васильевич.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос