Из армии в сельское хозяйство, или Как получить урожай на скупой земле

Автор: Виктория Чернова

Фермер Виктор Лыгин с семьейВиктор Лыгин отдал сельскому хозяйству почти 20 лет жизни. На территории в 1300 гектар в Волгоградской области он выращивает исключительно озимую пшеницу. Параллельно занимается животноводством – держит коров, свиней, лошадей. Как говорит сам фермер, «всего понемногу для себя». За его плечами уже большой багаж знаний и опыт. Но это сейчас. В юности Виктор Владимирович и не думал, что пойдет по стопам отца, который, к слову, в одном из поселков Клетского района был главным агрономом. Лыгин уехал на учебу, работал в другой союзной республике совсем в иной сфере, но судьба вернула его на родину – к корням.

 

В фермеры не собирался

Виктор Лыгин мечтал о военной карьере. После школы он покинул родную область, чтобы поступить в военное училище во Владикавказе. И ему удалось. Затем последовала служба. Молодого человека распределили в Эстонию. Все было гладко – Виктор Владимирович чувствовал, что находится на своем месте. Но так было до начала 90-х годов. Когда советский мир стал рушиться, молодым парням непрозрачно намекнули, что им пора искать новое место работы. И Виктор Владимирович вернулся домой – в Волгоградскую область.

«Хоть это было давно, но крепкая связь с военным прошлым все же осталась. Мне очень повезло с сокурсниками. Спустя несколько лет после учебы нам удалось найти друг друга. Чтобы вновь не потеряться, решили раз в год собираться. Уже больше десяти лет так и ездим друг к другу в гости. Сначала собирались лишь мужской компанией, теперь – семьями. Это чувство военного братства невозможно передать словами. Люди десятилетиями служат, а у них такого нет. В наше время подобное – редкость», – признался фермер.

Когда Лыгин вновь оказался в родном районе, то пришел к сельскому хозяйству не сразу. Работал в аппарате политической партии, затем трудился энергетиком. Но все это было не то.

В один момент в поселке Виктор Владимирович пригляделся к старой постройке – полуразрушенному свинарнику. Тогда Лыгин привлек к работе электрика и понемногу начал свое дело. В то время он занимался лишь животноводством, о выращивании сельскохозяйственных культур и не думал.

Спустя время ферма разрослась: были и коровы, и свиньи, и лошади (в общей сложности около пяти сотен голов), Лыгин сдавал молоко. Но бесконечные труды не давали желаемого результата.

«Нужно было платить зарплату, налоги, счета за электроэнергию. В итоге вся прибыль – это потомство от коров. Тогда я и решил заняться полеводством. Какое-то время у меня было идеальное фермерское хозяйство – и животные, и зерновые сразу», – отметил герой материала.

С годами цены на мясо радовали все меньше и меньше. Одной из поворотных точек было вступление России в ВТО (Всемирная торговая организация – прим. автора), и стоимость мяса стала совсем непривлекательной. Тогда Лыгину пришлось пойти на крайние меры.

«В 2014 году перевел все животноводство. Оставил только лошадей, а спустя пару лет купил несколько коров. Не могу я совсем без животных, душа к ним прикипела. Сейчас есть у меня и свиньи, и лошади, и коровы. Но не сравнить с прежними объемами. Содержу для себя – всех по чуть-чуть», – сказал с улыбкой Виктор Владимирович.

 

С погодой не договоришься

В 2003 году фермер начинал со скромного участка – взял в аренду лишь 200 гектар. Со временем территория увеличивалась. В итоге в 2013-м она разрослась до 1300 гектар. На этом Виктор Владимирович решил остановиться.

«Своей земли у меня немного, большая часть – аренда. Правда, качество этой земли оставляет желать лучшего. Когда территории в районе распределяли, фермерам отдали самые неплодородные. Чтобы такая земля давала урожай, нужно приложить немало усилий», – делится опытом Виктор Владимирович.

По его мнению, один из залогов успеха – это качество семян. Лыгин приобретает исключительные элитные. Да, бьет по карману. Но зато такой посевной материал дает результат.

«К тому, что нужно брать исключительно такие семена, я пришел через животноводство. Для работы я покупал особей только элитного племени. Причем, это касалось и коров, и свиней. Что это значит? Получался качественный продукт, а с одной коровки можно было сделать стадо в 200 голов. Поэтому вложения оправданы», – уверен собеседник журнала «Рынок АПК».

Виктор Владимирович сейчас сеет исключительно озимую пшеницу. Опыт показал, что именно эта культура хорошо себя чувствует на его земле. Хотя раньше Лыгин работал и с другими растениями. Как говорит сам фермер, чего только ни сеял – был и овес, и просо, и ячмень, и подсолнечник. Но природа заставила от них отказаться.

«В 2011 году ударила страшная засуха, осадков почти не было. Ситуация относительно нормализовалась лишь в 2015-м, когда, наконец, дожди пошли. Помню, в тот момент пытался вновь прийти к трехполке. Но природа распорядилась иначе – вновь пришла засуха. Тогда от этой идеи отказался. Сейчас содержу пары. Удовольствие, вам скажу, не из дешевых. Ко всему прочему, я один из немногих в поселке, кто еще использует в работе удобрения. А это еще минимум миллион рублей на расходы. Надеюсь, когда-нибудь окупится», – отметил Виктор Владимирович.

По словам героя материала, со временем урожайность на его земле стала больше. Постоянный уход, качественные удобрения, новые технологии обработки земли – все это с годами, конечно, дает результат. Но погода все равно остается главным фактором.

«Каждый год история с урожайностью разная. Помню 2015-й, когда у нас резко изменился климат, и погода была щедра на дожди. Тогда фермеры в Клетском районе собирали со своих хозяйств такие же объемы, что и наши коллеги в Краснодарском крае. Представьте себе, 50-60 центнеров с гектара. В этом же году показатели значительно меньше. Например, на моей земле в среднем – 26 центнеров. Но для скупого на урожай участка это – очень и очень неплохо. В убытке не будем точно, но покупку техники придется пока отложить, – рассказал Виктор Владимирович.

И если урожайность у Лыгина растет, то цены на зерно остаются стабильными. Около 10 лет назад кило зерна покупали за 9 рублей, сейчас – стоимость та же. От сезонности она может варьироваться и подниматься до 13 рублей, но все это непредсказуемо. Зато серьезно выросли цены на солярку (43 против 17 рублей), свет, удобрения, запчасти и многое другое.

Чтобы облегчить сельхозпроизводителям жизнь, государство разработало несколько программ. Но стать их участником и получить в итоге положенные выплаты получается далеко не всегда, поэтому фермерам приходится идти в банк и брать займы. Их, к слову, дают тоже не всегда.

 

Призрачные льготы

Когда герой материала говорил о пользе элитных семян, то вспомнил не совсем приятную историю, связанную с ними. Несколько лет назад, как раз в год засухи, для фермеров появилась льготная программа: при покупке определенного посевного материала обещали половину потраченных средств вернуть. Виктор Владимирович взял 30 тонн элитных семян, по 16 тысяч за каждую.

«Я собрал пакет документов, сдал на проверку, ждал, когда деньги поступят на счет. Но зря. В итоге деньги так и не вернули. Как оказалось, во всей кипе бумаг не оказалось одной – акта о высеве семян. В тот раз я о таком документе впервые услышал. Предлагал тут же оформить его, но мне отказали. Мол, поезд уже ушел», – отметил фермер.

В свое время Лыгину обещали и льготный кредит в одном из банков под 5%. Фермеру пришлось два месяца собирать документы. Чего только не требовалось! Даже справка о доходах его покойной бабушки. Но Виктор Владимирович и ее раздобыл, все сдал, и бумаги ушли в Москву. Спустя пару месяцев ответ пришел. В письме было написано, что кредит невозможен. Причина проста – средств нет. Тогда фермеру пришлось брать деньги по менее привлекательным условиям – под 15%. Разница ощутимая.

«Знаете, иногда не получается взять кредит и по обычной ставке. Недавно для этого мне пришлось не раз съездить в Федеральную налоговую службу, чтобы погасить образовавшиеся задолженности. Только откуда у меня они взялись, так и осталось для меня тайной. Самое любопытное, что средства мне были нужны еще перед посевной – купить горючее, запчасти и другие вещи для работы. Но ответ так и не пришел, да и кредит уже не нужен», – посетовал Виктор Владимирович.

Причем, тонны бумаг от фермеров требовали не всегда. Были и хорошие программы для развития хозяйства. К примеру, в 2012-м поддерживали животноводов, и Лыгин получил выплату в размере 700 тысяч рублей. Он лишь подтвердил наличие и качество животных, документы почти и не нужно было собирать.

«Первую технику я тоже брал в кредит, процентная ставка была 18%, затем ее субсидировали. Хорошие программы для ее приобретения есть и сейчас. Все-таки государство о нас не до конца забыло. Уж очень хочется в это верить», – высказался Лыгин.

Когда речь зашла о сельскохозяйственной технике, фермер сказал, что не богат этим добром. Хотя в гараже стоит 15 единиц. Вся – либо отечественная, либо белорусская. Виктор Владимирович уверен, что фермерам, у которых небольшие участки, нет смысла отдавать баснословные деньги за импортные машины. Неоправданно дорого.

«Да, у них иной принцип работы, качество металла прекрасное. Но наши от них почти не отстают. Тогда зачем платить больше, если свое есть под рукой – привычней и дешевле. Приведу простой пример. Недавно купил себе сеялку «Омичка». Обошлось мне это примерно в 1,5 миллиона. «Навороченный» посевной аппарат стоит 15-20 миллионов. Разница в урожайности – пару центнеров», – обратил внимание Лыгин.

Говоря о своем хозяйстве, Виктор Владимирович отметил, что сложностей в его работе немало. Но при желании все можно преодолеть.

«Когда я вернулся в родную Волгоградскую область после службы, то мне хотелось сделать что-то свое. Спустя годы могу сказать, что это удалось», – резюмировал Виктор Лыгин.

Поделиться
 
 
Заявка на спрос