Что ищет ФСБ в офисах агрохолдингов

Автор: Константин Смолий

На днях всю аграрную общественность взбудоражили обыски, которые сотрудники ФСБ устроили в офисах нескольких крупных сельскохозяйственных компаний. Что же искали силовики, вынимая документы из сейфов отечественных агрохолдингов?

Многое в мотивах силовиков объясняет тот факт, что на свои рейды они вышли в сопровождении сотрудников Федеральной налоговой службы. Дело в том, что аграриев Белгородской, Липецкой, Воронежской и ряда других областей подозревают в налоговых нарушениях, махинациях с возвратом НДС и несоблюдении Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Пока выявлено «пять площадок недобросовестных поставщиков, деятельность которых направлена на создание условий для легализации НДС, заявляемого в составе налоговых вычетов переработчиками зернового рынка». Но можно предположить, что на этом всё не кончится. Видимо, количество махинаций превысило порог терпения российских силовых ведомств.

Очень интересует силовиков и молочный рынок. Так, из-за использования серых схем возврата НДС при производстве молочной продукции федеральный бюджет недополучает от 10 до 17 млрд рублей ежегодно. В интервью «Российской газете» глава Россельхознадзора Сергей Данкверт рассказал, что существует две основные схемы жульничества. В первой схеме торговые компании скупают молоко у освобождённых от сельхозналога производителей и продают продукт несколько раз. «В одном из звеньев товар уже выходит на рынок с НДС. Фирмы-однодневки по закону могут получить возмещение фиктивного НДС. Таким образом крадутся средства из федерального бюджета», – говорит Данкверт. Во второй схеме используется разница в НДС для разного вида продукции. Так, «производители продукции, содержащей натуральный молочный жир, платят 10% НДС, а с растительными заменителями – 18%. Получается, если выдать продукцию с заменителем молочного жира за натуральную, можно незаконно сэкономить 8% НДС, не говоря уже о миллиардах, вырученных дополнительно за счет обмана потребителей».

На зерновом рынке ситуация пока тоже тревожная, хотя в целом она выправляется. Большую роль сыграла Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, подписанная в конце 2017 года. На тот момент документ подписало 1980 компаний, обязавшихся не пользоваться налоговыми махинациями ради нечестной конкуренции, проявлять осмотрительность при выборе контрагентов и перевозчиков, и в целом стараться приобретать продукцию не у сомнительных перекупщиков, а напрямую у производителей. Опыт оказался достаточно успешным: если до этого ФНС заявляла о потерях налогов в размере 100 млрд рублей (и это только от внутренних контрактов), то уже спустя год налоговики заявили о глубокой перестройке рынка.

Но, как видим, перестроились не все, из-за чего и пришлось подключать ФСБ. Например, много проблем ждёт госорганы в молочной отрасли, где недавно введённая система «Меркурий» только начала открывать такие нюансы и механизмы функционирования рынка, которые создают почву для правонарушений. «Мы поняли в общем, почему отдельные участники рынка не хотят присоединяться к системе» – сказал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Так что теперь «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет», то «бой» с ними, похоже, будет отнюдь не «незримым».

Поделиться
 
 
Заявка на спрос