Аграриям приготовиться, или Когда ждать резкого подорожания бензина?

Автор: Константин Смолий

Нефтяники все настойчивее требуют от правительства разрешения поднять цены: мол, убытки достигли уже 150 млрд рублей. Власть пока не дает на это добро, предлагая производителям топлива различные компромиссы. Когда же аграриям и всему остальному населению России ждать очередного повышения цен?

Последний раз цены на горючее выросли в России в мае, как раз в разгар сезона сельскохозяйственных работ. Цена на бензин выросла на 5,6% относительно апреля 2018 г. и на 11,3% по сравнению с маем прошлого года. Это создало аграриям множество проблем, т.к. сразу выросла себестоимость сельхозпродукции, а рентабельность хозяйств, напротив, упала. Правительству пришлось принимать срочные меры: например, аграриям пообещали небольшие субсидии и компенсации. Да и нефтяников пришлось субсидировать в ответ на обещание придержать цены.

Равновесие продержалось до октября, а потом цены снова медленно поползли вверх. Но нефтяникам копеечного роста недостаточно: они хотят прибавить к стоимости горючего 4-5 рублей за литр. Инициатива не нашла поддержки в правительстве. Премьер-министр Д. Медведев даже пригрозил, что введет запретительные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Ведь известно, что одна из причин повышения цен на топливо – хорошая цена на внешнем рынке. Нефтяники хотели бы все отправлять на экспорт, но закон вынуждает их 10% бензина и 5% дизельного топлива продавать на внутренней бирже, да и свои собственные заправки они должны загружать топливом. В итоге до 90% топлива продается внутри страны.

Более того, недавно государство выпустило приказ, согласно которому доля продаж на бирже должна вырасти до 15% для бензина и 7,5% для дизтоплива. Это не могло не вызвать раздражение нефтяников, ведь упущенная выгода будет еще больше. Необходимо понимать: когда они говорят об убытках, имеется в виду именно это – недополученное, а не реально утраченное. Отсюда навязчивое желание приблизить внутренние цены к внешним: если невозможно больше поставлять за рубеж, то почему не получить внутри страны столько же?

Конечно, для снижения цен на бензин государство могло бы внести и свою лепту, отказавшись от части налогового бремени. Не секрет, что в цене литра бензина доля только явных отчислений в бюджет оценивается на уровне 36%. Речь идет об акцизах и НДС. Хотя по справедливости нужно бы посчитать и налоговую нагрузку на добычу нефти: если посчитать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), то доля государства вырастет до 63%. Тем не менее, о снижении налоговой нагрузки речь пока не идет.

Так что же делать, чтобы цены на бензин снова не скакнули вверх? 31 октября на совещании у вице-премьера Д. Козака правительство и крупные нефтяные компании заключили соглашение. Суть его в том, что с 1 ноября и до конца 2018 года на внутренний рынок ГСМ поставляется по июньским ценам. С начала следующего года и до 31 марта цены будут расти, но не выше инфляции, которая прогнозируется на уровне 4-5% за год. Если хотя бы одна из компаний нарушит договор, то он будет считаться недействительным, и последуют санкции вплоть до введения запретительных экспортных пошлин. Кроме того, приказ о повышении доли топлива, которую нужно продать на рынке, отменяется.

Но самое интересное в том, что государство вводит так называемый демпфирующий механизм: суть его в том, что власть снова будет субсидировать нефтяников – компенсировать им часть упущенной выгоды от неповышения розничных цен. По сути, выплачивать нефтяным боссам дополнительную прибыль, которую они не смогли забрать у нас, будет бюджет.

Ну, а что же будет потом, после 31 марта, когда срок действия соглашения закончится? Тогда либо придется искать новый компромисс, либо нас ждет резкое повышение цены ГСМ. В итоге аграриям стоит быть готовыми к тому, что в преддверии нового сельскохозяйственного сезона затраты на топливо значительно вырастут. Воистину, в России две беды – низкие цены на нефть и высокие цены на нефть. Хотя есть и еще одна – чья-то непомерная жадность.

 

Поделиться
 
 
Заявка на спрос